Преемственность детского оркестра ДОО и начальной школы в контексте реализации республиканского проекта « Музыка для всех»
- 31/05/2022
- 23
- нет
Афанасьева Т. Н музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР детский сад « Чуораанчык» с. Ымыяхтах, Намского улуса
Музыка — это искусство, помогающее становлению личности человека, основа его уверенности, креативности, инновационной способности. Она влияет на все стороны его жизни, основа его духовного развития.
Наш детский сад и школа по внедрению республиканского проекта « Музыка для всех» вот уже пятый год работают в тесном сотрудничестве. Ряд лет в Неделе музыки проводится музыкальные викторины для учащихся и для дошкольников, конкурс рисунков « Мы рисуем музыку», учащиеся начального звена выступают концертом
« Дети детям». А также создан сводный оркестр воспитанников детского сада и школьников « Домисолька».
Оркестр сплачивает детский коллектив, старшие школьники присматривают за младшими, помогают преодолеть неуверенность и робость, у них повышается ответственность.
Создание такого оркестра очень сложное, ответственное и трудоемкое занятие, но весьма интересное, нужное и необходимое.
Детское оркестр расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, наши дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Было замечено, что у детей улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально — ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Многим детям игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр.
Знакомство детей с музыкальными инструментами в детском саду начинается уже в раннем возрасте по методике Шейла Вудворд. Ведь, раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Первые музыкальные впечатления стараюсь дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, ложки, кубики). Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте знакомим детей с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан), а также дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов.
В средней группе впервые начинаем обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Для исполнения на металлофоне вначале берём несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение.
В старшей и подготовительной группе идет знакомство с музыкальным произведением, которое в последствии будет звучать в оркестре. Сначала осваиваем ритмический рисунок, движение мелодии, закрепляем мелодию на слог « ля», затем всей группой передаем ритмический рисунок на кубиках или на палочках. Параллельно идет знакомство произведения с младшими школьниками во внеурочном занятии. Перед тем как обьединить всех ребят в оркестр, проверяем индивидуально каждого. Здесь велика роль воспитателя и классного руководителя. Детям самим нужно почувствовать всю трудность исполнения в ансамбле поэтому каждый старается играть свою партию без ошибок, чтобы не подвести остальных.
Позади первые шаги в мир прекрасного. За эти пять лет выступили на концерте во Дворце детства г. Якутска, где царила атмосфера добра, творчества и музыки. Уникальность этого проекта заключалось в том, что дети играли на различных музыкальных инструментах и пели песни в сопровождении оркестра национальных инструментов НТТ РС(Я) им. С. Зверева – Кыыл Уола под руководством заслуженного деятеля искусств РС( Я) Николая Петрова. А также наш сводный оркестр дважды стал лауреатом III и IV Республиканских игр юных исполнителей классической и национальной музыки « Алыптаах дор5оон. Чарующие звуки Якутии» среди дошкольников и школьников.
А в этом 2018-2019 учебном году, по результатом пятилетия внедрения проекта « Музыка для всех» наша школа стала « Лучшая школа» Муниципального Образования в РС(Я).
Дорожная карта по преемственности
| № | Месяцы | Начальная школа Опорный пункт проекта «Музыка для всех» в улусе | Пилотный детский сад по внедрению республиканского проекта « Музыка для всех» |
| Недельная нагрузка 3ч : 1ч урок музыки+ 2ч ВУД | В неделю 2 занятия+ 1ч кружковая работа | ||
| 1 | сентябрь | 1.Составление плана работы на учебный год. 2. Приобретение инструментов 3.Поиск репертуара | |
| 2 | октябрь | Неделя Музыки. 1.Концерт младших школьников перед воспитанниками детского сада « Дети детям» 2. Музыкальные викторины | |
| 3 | ноябрь | Выставка рисунков « Мы рисуем музыку Зимы» по произведениям композиторов классиков | |
| 4 | декабрь | 1.Подготовка к новогодним представлениям. 2..Подготовка к Республиканскому конкурсу классической и национальной музыки « Алыптаах дор5оон. Чарующие звуки Якутии» среди дошкольников и школьников. | |
| 5 | январь | Соединение оркестраКонцерт воспитанников « Терут дор5оон» Посещение школьников детского сада.Совместные национальные игры» | |
| 5 | февраль | Обработка нового репертуараРазучивание партий по отдельности | |
| 6 | март | Участие на концертах, конкурсах.Соединение оркестра | |
| 7 | апрель | 1.«Музыкальная гостиная» Экскурсия дошкольников в начальную школу. Посещение кабинета музыка. Участие на уроке музыки. | |
| 8 | май | 1.Совместный концерт « Мы вместе» Выступление на торжественном мероприятии « Парад Достижений» 2. Экскурсия в парке « Музыка весны» 1.По итогам экскурсии младшие школьники пишут сочинения 2. Дошкольники рисуют. Выставка рисунков. Приглашение родителей на заключительный концерт « музыка для всех» | |

Комментарий читателей статьи "Преемственность детского оркестра ДОО и начальной школы в контексте реализации республиканского проекта « Музыка для всех»"